Мат.-техническое обеспечение и оснащеность образ. процесса


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
ДЕТСКОГО САДА
Тип здания -  типовое,  двухэтажное, кирпичное, отдельно стоящее.
Площадь –   808 м 2 общ. пл.
Год постройки – 1960г.
Состояние здания – удовлетворительное.
Наличие дополнительных помещений:
- кабинет заведующего
- методический кабинет
- музыкальный зал
- спортивный зал
- медицинский кабинет
- изолятор
- кабинет заведующего хозяйством
- пищеблок
- прачечная
    Территория участка МДОУ «Детский сад комбинированного вида №39» достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Каждая возрастная группа детей имеет свой участок. Детские участки оборудованы в соответствии с требованиями СЭС. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (гимнастические лестницы, теневые навесы). Все участки имеют цветники, свои ограждения.
     Все помещения МДОУ «Детский сад комбинированного вида №39» соответствуют санитарным нормам и правилам. Внутри здания имеется 4 групповые комнаты, 4 спальни, 4 туалетных комнаты, 4 приёмных - раздевалки, 1 кабинет для учителя – логопеда и вышеуказанные дополнительные помещения.
     Сведения о состоянии материально – технической базы детского сада
Название кабинета, помещения % обеспеченности
1. Музыкальный зал 70%
2. Спортивный зал 75%
3. Медицинский кабинет 100%
4. Кабинет учителя - логопеда 95%
5. Укомплектованность мебелью 80%
6. Оборудование и сантехника 80%
7. Жёсткий инвентарь 85%
8. Мягкий инвентарь 70%
9. Состояние здания 75%
10. Состояние участка 75%
11. Состояние внутреннего помещения 85%
       
      Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, медикаментами на 100%.
      В воспитательно – образовательном процессе используются технические средства обучения, современные информационно – коммуникативные технологии, имеется следующее оборудование: - компьютер – 1 шт.;
                       - ноутбук – 6 шт.;
                       - принтер – 2 шт.;
                       - проектор мультимедиа – 1 шт.;
                       - музыкальный центр – 1 шт.
         В детском саду созданы безопасные условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и их физического развития: игровое оборудование имеет сертификаты качества, 2 раза в год проводится ревизия спортивного оборудования в спортивном зале.
         Разработана и внедрена система мер обеспечения безопасности жизни и деятельности ребёнка в здании и на территории детского сада: пожарная сигнализация, кнопка экстренного вызова, имеются 4 камеры видеонаблюдения.
    В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью, выделено место для отдыха детей (уголки уединения). Предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учётом ФГОС ДО к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
      Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.     
     Развивающая предметно – пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, доступна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы, в том числе с учётом гендерного аспекта.
     Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мебели, мягких модулей, ширм и т.д.
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в зависимости от темы проекта.
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался ФГОС к структуре основной образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников детского сада, а именно, -  показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
Особое внимание  было уделено эстетическому оформлению помещений. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.
    Педагогическим коллективом были разработаны примерные модели организации предметно – пространственной развивающей среды по всем возрастным группам.
 Модель предметно-пространственной развивающей среды для детей 2 - 3 лет:
 Особенности возраста:
- активное познание окружающего мира;
 - освоение «орудийных» способов действий в быту, игре;
 - овладение активной речью;
 - появление сюжетно - отобразительной игры.
 Игрушки и материалы:
- для развития движений;
- для развития игровой деятельности;
- для экспериментирования (центр воды и песка);
- для детского творчества;
 - развивающие игры и игрушки (сенсорный стол, дидактические игры).
Модель предметно - пространственной развивающей среды для детей 3 - 4 лет:
 Особенности возраста:
- переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром;
 - проявления детской самостоятельности;
- накопление чувственного опыта в совместной со взрослым предметно-познавательной деятельности.
Игрушки и материалы:
- для стимулирования двигательной активности;
 - игрушки, отражающие реальную жизнь, игровые атрибуты и предметы - заместители;
- для детского творчества;
- для экспериментирования;
 - дидактические и развивающие игры, строительные наборы;
- для социализации (картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разным выражением эмоционального состояния, с разными особенностями внешности, прически, обуви, одежды).
Модель предметно-пространственной развивающей среды для детей 4-5 лет:
 Особенности возраста:
- накопление опыта совместной со сверстниками деятельности;
 - развитие познавательной активности и деятельности;
 - попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.
Игрушки и материалы:
 - для обеспечения оптимальной двигательной активности;
- для сюжетно-ролевых игр;
- для строительных игр;
- для сенсорного развития;
 - для экспериментирования;
- для социально-личностного развития;
 - дидактические, развивающие игры.
Модель предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-7 лет:
 Особенности возраста:
- меняется психологическая позиция;
- дети начинают ощущать себя старшими в детском саду;
- появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.
Игрушки и материалы:
 - для режиссёрских игр;
 - для изобразительной деятельности;
 - для самостоятельной трудовой деятельности;
 - для познавательно-речевой деятельности (детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты);
 - для художественно-творческой деятельности;
- для активизации двигательной деятельности;
- знаковый, символьный материал.
  Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер каждого помещения.
Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: ручной труд, конструирование, рисование, экспериментирование, театрально-игровая деятельность.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Подобраны  материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды и украшения; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.